Самаркандская набойка по шелку

Самарканд всегда отличался особой аурой в Центральной Азии, был образцом тонкого сплава восточной и европейской культур. История старейшего города мира началась почти 3 тысячи лет назад. И большую часть этого времени он был важнейшим форпостом на пути караванов из Китая в Европу и обратно. Самарканд был столицей древней Согдианы, а при эмире Тимуре столицей его империи. Тогда-то он и стал центром науки и средневекового зодчества: здесь были построены многочисленные дворцы, медресе, где собирался цвет мировой науки, и знаменитая обсерватория, в которой был составлен наиболее точный и полный звездный каталог того времени. После военного присоединения части Бухарского эмирата к Российской империи, в Самарканде был построен русский квартал. Переселенцев из российских губерний по-прежнему немало в старинном восточном городе, они живо интересуются культурным наследием Мавераннахра и стараются нащупать точки соприкосновения с современностью. 

Любая традиционная культура нуждается в исследователях и подвижниках,  тех, кто не даст угаснуть интересу к народному творчеству. То же касается и народной музыки. Без музыковедов и композиторов, которые воспитаны на национальных мотивах, она могла бы попросту забыться. Иногда трагическая история способна внести непоправимые коррективы в историю культуры. В ХХ веке инструментальная традиция казахов, а конкретнее жанр «кюй», а еще точнее одна из его разновидностей «шертпе кюй» оказалась на грани исчезновения в результате сталинских репрессий против казахских виртуозов Сарыарки. Позже о них стали писать научные труды, проводить конференции и возрождать это необыкновенное искусство. Один из подвижников национального возрождения – исследователь народного творчества Раушан Малдыбаева.